НЭЦКЭ - каталог
Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ - небольшие, резные
фигурки из кости или дерева работы японских или китайских мастеров.
Странный, непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными
изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных,
птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только
виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра
не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с
неподражаемой живостью непосредственно в трактовке натуры, часто с
юмором и фантазией. С художественной точки зрения, нэцкэ - это
искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской
скульптуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения
истории культуры, сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для
изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений
-словом, жизни Японии и Китая Х\/11-Х1Х вв. Являясь по своему
назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем
превратились в подлинное искусство.
Назначение нэцкэ выявляются уже в самом названии. Слово "нэцкэ" -
"не-цуке" - пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй
- "прикреплять". Нэцкэ - это брелок - противовес, с помощью которого у
пояса носят кисет с табаком, связку ключей или инро - коробочку для
лекарств и парфюмерии. Необходимость такого приспособления вызвана
отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Нэцкэ появляются
там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Нэцкэ, брелки -
противовесы, использовались на обширной территории в Японии, Венгрии,
Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.
Книга "Нэцкэ-каталог" раздел "Электронная библиотека"
|
Дайкоку и Эбису
- достаток и удача, идущие рука об руку. Два бога счастья: Дэйкоку
изображается в костюме-каригину, в шапке тори - эбоси, с молотком,
крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличиваются
счастье, здоровье и любовь, а также небесный рис в мешке, который
символизирует богатство и достаток. Эбису изображается с волшебной
рыбой Тай - символом удачи и успеха.
|
|
Эбису-
один из семи богов счастья, покровитель удачи Изображается в высокой
шапке, с удочкой и рыбой Тай Священная рыба Тай считается символом
удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно пой мать
священного карпа голыми руками в чистой небесной воде - так же трудно
достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису
выступает как покровитель рыбаков и моряков
|
|
Шоу-син
дословно «звезда долголетия» - одно из божеств небесной триады
«сань-син», покровитель медицины и здоровья, приносящий исцеление от
тяжелых недугов и долголетие. Изображается с огромным посохом из корня
женьшеня, который излечивает от всех болезней, и волшебным персиком
долголетия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой
хрустальной водой-символом жизни и долголетия.
|
|
Дзаошень
- Хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в
руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи.
24 декабря Дзаошень отправляется на небо и отчитывается в небесной
канцелярии о том, как он охраняет дом и помогает в хозяйстве, передает
все пожелания и они обязательно исполняются. Часто у Дзаошеня
присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье: волшебный персик,
дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой,
олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и
сулящая благополучие потомкам.
|
|
Хотэй-
холщовый мешок - один из семи богов счастья. Покровитель веселья,
радости, общения и благополучия. Считается, что он предопределяет
людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. С этим
связано поверье: если фигурку Хотэя почаще поглаживать по животу, думая
о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение
Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века,
маленьким толстым монахом по имени Ци Цы, который ходил деревням с
большим холщовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он
появлялся, к людям приходила удача, здоровьеи благосостояние, а
счастливые и добрые предсказания всегда сбывались. Когда кто-нибудь
спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал, что там у него весь
мир. Поэтому считается, что в мешке он носит все человеческие желания.
Однажды, будучи уже пожилым, сидя
у ворот какого-то храма, Хотэй воскликнул: «Эх, люди, люди, не узнали
вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя».И, действительно, считается,
что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие
Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение
мировой гармонии, в народном осмыслении означало наступление эры
процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех
людей. Поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В
XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов
счастья. В нэцкэ изображается с различными атрибутами, указывающими на
пожелание процветания, долголетия и жизни свободной от невзгод.
|
|
Дзюродзин
- долголетний старец - один из семи богов счастья: бог долголетия и
бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют
атрибуты, указывающие на пожелание долгой и счастливой жизни: свиток с
надписью «Небеса даруют бессмертие», волшебный музыкальный инструмент,
при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех
добрых пожеланий. Иногда изображается тройная свастика - символ вечного
движения.
|
|
Дайкоку
- один из семи богов счастья. Бог богатства и достатка. Иногда
выступает как покровитель домашнего очага. Изображается с колотушкой,
крысами и мешком волшебного риса - символом богатства и достатка. Крысы
- помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки,
и волшебный рис щедро сыплется с неба прямо нам в ладони.
|
|
Фукурокудзю
- один из семи богов счастья: бог мудрости, ученой карьеры и интуиции.
Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости:
его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу - глубокие
поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.
|
|
Амэ-но Удзумэ
- фея луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается
толстощёкой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В
народе её прозвали Отафаку «большое счастье». Она считается
родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального
искусства. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или
держащей в руках актерскую маску.
|
|
Футэн
- бог ветра. Божество, приносящее удачу в пути, оберегающее
путешественников от всевозможных неприятностей. Фигурку в качестве
охраняющего талисмана можно брать с собой в дорогу- По преданию, в
мешке он держит легкие попутные ветра.
|
|
Кандзан и Дзиттоку
- буддийские монахи периода Тан, которые славились своим необычным
поведением и экстравагантными поступками. Иногда эти персонажи
считались парой близнецов, наподобие хэ-хэ эр-сянь - бессмертных
двойников единения и согласия. В нэцкэ они символизируют братскую
любовь, взаимопонимание, гармонию и согласие . Их дарили так же
супругам с пожеланием жить «душа в душу», как символ « священной
семьи.»
|
|
Гасису
- человек, записывающий судьбу. Хранитель времени, записывающий
хорошие, счастливые мечты и сны, которые обязательно исполнятся и
принесут счастье. Волшебные записи Гасису превращают желаемое в
действительное.
|
|
Дарума - Бодхидхарма
- основатель буддийской школы дзэн. В 510-е годы отправился в Китай,
где основал в горах Суншань монастырь Шаолинь. В состоянии молчаливого
сосредоточения Дарума пережил Сатори (просветление). Он является
символом мудрости, ясности, сострадания всем живым существам.
|
|
Конфуций
- философ, мудрец, живший в Китае в 6 веке до н.э. Основатель
конфуцианства - учения, имевшего в Японии и Китае статус
государственной идеологии. Пожалуй, чаще всего в нэцкэ встречаются
иллюстрации к принципу сяо -сыновней почтительности - одному из основ
конфуцианской этики.
|
|
Лао-цзы
- философ, мудрец, основатель учения о Дао. Оставил после себя рукопись
из 5000 иероглифов-знаменитую « Дао Дэ Цзин» - книгу ставшую основой
даосизма-
|
|